Согласно п.1 статьи 5 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Оплата услуг энергосервисной компании осуществляется из средств, полученных в результате снижения затрат на покупку энергоресурса.
В ходе исполнения энергосервисного контракта Исполнителем осуществляется монтаж энергосберегающего оборудования и выполняются иные сопутствующие мероприятия с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования ТЭР Заказчиком. Результатом модернизации становится сокращение объема потребления энергетических ресурсов.
Возникшая при этом экономия в виде уменьшения объема платежей энергоснабжающим компаниям будет распределяться между Исполнителем и Заказчиком в установленной контрактом пропорции. По истечение срока действия контракта Исполнитель будет обязан безвозмездно передать все установленное в процессе оборудование в собственность Заказчика.
Таким образом, у Заказчика имеется реальная возможность проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности без привлечения собственных средств. Заключение энергосервисных контрактов рассматривается Правительством РФ как один из самых перспективных инструментов решения задач энергосбережения в масштабе страны.
Рассмотрим механизм работы энергосервисного контракта в максимально приближенных к реалиям условиях.
Объект энергосервисного контракта |
Школа-интернат, включающая в себя два отдельно стоящих здания: 1) Административный корпус; 2) Спальный корпус. |
Отапливаемая площадь |
4200 м2 |
Объем потребления тепловой энергии |
1200 Гкал (в т.ч. 200 Гкал на нужды ГВС) |
Рост тарифа |
10%/год |
Рекомендуемые мероприятия |
1) Модернизация тепловых узлов с установкой погодоведомого оборудования, с возможностью поддержания «дежурного» режима отопления административного корпуса в нерабочие часы. 2) Восстановление тепловой изоляции трубопроводов, пролегающих в подвалах зданий 3) Замена смесителей общего пользования и наладка системы водоснабжения. |
Условия энергосервисного контракта |
1) Обеспечение экономии тепловой энергии Исполнителем не менее 200 Гкал/год в сопоставимых условиях 2) Срок действия энергосервисного контракта – 4 года 3) Фиксированные процент оплаты сэкономленных средств, подлежащий уплате Исполнителю – 90 % 4) Расчет экономии в денежном выражении осуществляется по тарифу, сложившемуся на момент проведения оплаты |
Итак, рассмотрим перспективный план потребления тепловой энергии данным учреждением без заключения энергосервисного контракта и с заключением энергосервисного контракта. При расчете примем неизменными такие факторы, как погодные условия и число обучающихся и проживающих в школе-интернате.
|
ОБЫЧНЫЙ РЕЖИМ |
ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ | |||||
|
Объем потребления,
[Гкал]
|
Тариф,
[руб./Гкал]
|
Оплата ТЭР,
[тыс.руб]
|
Объем потребления,
[Гкал]
|
Оплата ТЭР,
[тыс.руб]
|
Оплата ЭСКО,
[тыс.руб]
|
Экономия,
[тыс.руб]
|
2015 |
1200 |
790,8 |
948,97 |
1200 |
948,97 |
0,00 |
0,00 |
2016 |
1200 |
869,9 |
1 043,87 |
1000 |
869,89 |
156,58 |
17,40 |
2017 |
1200 |
956,9 |
1 148,26 |
1000 |
956,88 |
172,24 |
19,14 |
2018 |
1200 |
1 052,6 |
1 263,08 |
1000 |
1 052,57 |
189,46 |
21,05 |
2019 |
1200 |
1 157,8 |
1 389,39 |
1000 |
1 157,82 |
208,41 |
23,16 |
2020 |
1200 |
1 273,6 |
1 528,33 |
1000 |
1 273,61 |
0,00 |
254,72 |
|
|
|
7 321,90 |
ИТОГО |
6 259,74 |
726,69 |
335,46 |
Таким образом, благодаря проведенным мероприятиям после передачи оборудования от Исполнителя в собственность школы-интерната, учреждение достигнет ежегодной экономии бюджетных средств в размере не менее 250 000 рублей/год.
На сегодняшний день сформирована следующая база нормативной документации, регулирующая процесс заключения и ведения энергосервисных контрактов:
Нормативно-правовой
|
Область регулирования |
Выдержка |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года
|
• Понятие энергосервисного
|
«…Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком…» |
Постановления Правительства РФ от 18 августа
|
• Требования к условиям
|
«…Для контрактов на энергосервис, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса. При этом стоимость единицы энергетического ресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора…» |
Бюджетный кодекс РФ, пункт 3 статьи 72 |
• Срок заключения
|
• «…Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств…»
|
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года
|
• Размещение заказов на
|
«…Контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения…» |
Приказ Министерства экономического развития
|
• Формирование критериев сопоставимости потребляемых ТЭР |
"...Для приведения объемов потребления тепловой энергии в отчетном периоде в сопоставимые условия учитываются следующие факторы:
|
I. СЛОЖНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ БАЗОВОЙ ЛИНИИ
Зачастую среднегодовая динамика потребления энергетических ресурсов на предприятии или в бюджетном учреждении не поддается логическому описанию, например:
- потребление тепловой энергии не коррелирует с изменением среднемесячных температур
-потребление электрической энергии не коррелирует с графиком работы учреждения
Причиной такой «халатности» могут являться непрофессионализм сотрудников, отвечающих за энергоснабжение, повреждения инженерных сетей и даже незаконное подключение.
РЕШЕНИЕ.
Во-первых, велика вероятность что потенциальный инвестор откажется от работы с учреждением, в котором отсутствует элементарная логика энергопотребления (если только в результате такой «халатности» не заложен значительный потенциал энергосбережения) и предпочтет учреждение с более предсказуемым графиком;
Во-вторых, технически грамотные специалисты могут провести экспресс-анализ динамики потребления ТЭР, выявив реальную потребность в энергоресурсах в конкретном учреждении. Полученные данные могут с достаточной степенью достоверности быть использованы потенциальным инвестором для расчета энергосберегающего потенциала.
II. РИСК НЕВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ
Энергосервисный контракт содержит в себе множество рисков для потенциального инвестора, таких как:
РЕШЕНИЕ. На подготовительном этапе при реализации энергосервисного контракта потенциальный инвестор должен привлекать только технически грамотных специалистов, способных документально или, в случае необходимости, инструментально рассчитать экономический эффект от внедрения того или иного мероприятия.
РЕШЕНИЕ. Корректно сформулированный энергосервисный контракт, отвечающий нормам Гражданского Кодекса РФ, является гарантом выполнения сторонами своих обязательств.
РЕШЕНИЕ. Необходимо по возможности обеспечить доступ к установленному оборудованию на срок выполнения энергосервисного контракта только в присутствии представителя инвестора.
III. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАЕМНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.
Значительная часть энергосервисных контрактов предлагает получение инвестором заемных средств в кредитной организации на их реализацию.
РЕШЕНИЕ. В ряде регионов РФ приняты программы поддержки энергосервисных компаний, предусматривающих компенсацию части затрат по уплате процентов в кредитных организациях в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ.
РЕШЕНИЕ. Необходимо предусмотреть возможность предоставления поручительства по кредитам региональными гарантийными фондами.
IV. НИЗКОЕ КАЧЕСТВО ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
В результате отсутствия контроля на местах за выполнением требований по обязательному энергетическому обследованию учреждений, возложенных на них Федеральным Законом №261-ФЗ «Об энергосбережении…», все работы были сведены к формальному получению энергетического паспорта. Такие энергетические паспорта, составленные без выезда на объект обследования лишь на основании документальных сведений, при ближайшем рассмотрении не выдерживают никакой критики. Таким образом, потенциальному инвестору требуется значительное время для оценки перспективности того или иного учреждения с точки зрения заключения энергосервисного контракта.
Многими компаниями, проявляющими интерес к реализации энергосервисных контрактов, разработаны собственные методики проведения экспресс-аудита, позволяющего при минимальных затратах получить достаточно достоверную информацию об энергопотреблении и потенциала энергосбережения в каждом конкретном случае.